Рекомендации по применению схем сертификации услуг

Схемы сертификации услуг (работ) представлены в Приложении 6.

Схему 1применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера-ремонтника, экскурсовода, парикмахера, массажиста, педагога и т.д.). По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя работ и услуг и контролируют его при инспекционном контроле.

Схему 2 применяют для работ и услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг (например, услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг химической чистки и крашения, услуг по перевозке пассажиров, медицинских услуг, услуг средств размещения, услуг общественного питания и др.). По схеме 2 оценивают процесс выполнения работ, оказания услуг, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг и контролируют процесс выполнения работ, оказания услуг при инспекционном контроле.

В зависимости от сложности процесса оценивают:

– полноту и актуализацию документации, устанавливающей требования к процессу;

– оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;

– метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;

– безопасность и стабильность процесса;

– профессиональную компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.

Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг. По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) - исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. Итогом оценки организации (предприятия) может быть присвоение ему определенной категории (класс ресторана, разряд ателье, звезда гостиницы и др.).

Схему 5 применяют при сертификации потенциально опасных работ и услуг (медицинских, туристских, по перевозке пассажиров и др.). При наличии сертификата на систему качества его учитывают при сертификации работ и услуг. По схеме 5 оценивают систему качества и контролируют ее при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты работ и услуг. Оценку системы качества (по схемам 5, 7) проводит эксперт по сертификации систем качества в соответствии с нормативными документами.



Схемы 6, 7 основаны на использовании декларации о соответствии с прилагаемыми к ней документами, подтверждающими соответствие работ и услуг установленным требованиям. В декларации о соответствии исполнитель работ и услуг в лице руководителя организации или индивидуального предпринимателя заявляет, что выполняемые работы и оказываемые услуги соответствуют установленным требованиям.

Схему 6 применяют при сертификации работ и услуг, оказываемых по индивидуальным (неповторяющимся) заказам, выполняемых в небольших объемах организациями (предприятиями), зарекомендовавшими себя на отечественном или мировом рынках, как исполнители работ и услуг высокого уровня качества.

Схему 7 применяют при наличии у исполнителя системы оценки качества, включающей контроль всех требований, проверяемых при сертификации, что подтверждается выпиской из акта оценки системы качества.

Для подтверждения соответствия работ и услуг прилагаемым документам проводят обследование организации (предприятия).

Особенности применения схем сертификации на основе декларации о соответствии указывают в правилах сертификации однородных видов работ и услуг.

Схемы сертификации с использованием декларации о соответствии при добровольной сертификации не применяют.

Во всех схемах сертификации, если это не противоречит правилам сертификации однородных работ и услуг, могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученным вне работ по сертификации, например: результаты социологических обследований и экспертных оценок; протоколы испытаний; договоры исполнителя работ и услуг с потребителем; акты проверок, заключения, сертификаты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью работ и услуг (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов); техническая и др. документация исполнителя работ и услуг. Эти документы могут служить основанием для сокращения объема оценок, проверок, испытаний, контроля.



Используемые материалы

1. Выписка из «Номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» (Приложение 5).

2. Схемы сертификации услуг или работ (Приложение 6).

3. Перечень органов по сертификации (ОС); испытательных лабораторий (ИЛ) продукции и услуг железнодорожного транспорта (Приложение 3).

Порядок выполнения работы

1. Изучить порядок проведения сертификации услуг (работ).

2. В соответствии с вариантом задания определить вид услуги (работы) (Приложение 5).

3. Выбрать и обосновать схему сертификации услуг (Приложение 6).

4. Оформить заявку на проведение сертификации услуг (Приложение 7).

Содержание отчета

1. Обоснование выбранной схемы сертификации услуги (работы).

2. Заполненные документы (заявка) на сертификацию услуги или работы.

Контрольные вопросы

1. Что такое услуга в соответствии с ИСО 9004-2 и ГОСТ 50646-94?

2. Каков порядок проведения сертификации услуг?

3. Для каких видов услуг проводится обязательная сертификация?

4. Что такое материальная и нематериальной услуга?

5. Какова цель инспекционного контроля за сертифицированными услугами?

6. Что такое схема сертификации услуг?

7. Чем обосновывается выбор схемы сертификации услуг?

Лабораторно-практическая работа № 3


8255913854070237.html
8255951703371280.html

8255913854070237.html
8255951703371280.html

8255913854070237.html
8255951703371280.html
    PR.RU™