Антимонопольное регулирование

При монополии степень несовершенства рынка достигает максимального уровня. Для борьбы с опасным накоплением власти монополий, с любыми формами монопольного поведения, существует антимонопольное законодательство.

Одним из необходимых направлений вмешательства государства в экономику является регулирование естественных монополий. Естественные монополии – неизбежное явление в любой экономике и государство вынуждено прибегать к прямому или косвенному регулированию их деятельности. Иначе потребитель будет беззащитен перед монополизмом. Под угрозой отключения от света и тепла могут оказаться государственные оборонные объекты. Сверхбыстро растущие цены на электроэнергию, железнодорожные тарифы – результат отсутствия опыта контроля за деятельностью подобных структур. Однако высокая экономическая эффективность естественных монополий делает недопустимым их дробление.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары.

Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста.

Здесь возможны два нежелательных варианта: закрепление волей государства получение завышенных экономических прибылей, либо наличие постоянных убытков. Обоих необходимо избегать.

Распространенным вариантом регулирования является установление наивысшей допустимой цены на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса:

В России в 1995 году был принят Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Это основной нормативный акт, регулирующий отношения в сфере транспортировки нефти, производстве и передаче электроэнергии, железнодорожных перевозок, услуг электрической и почтовой связи.

В 1996 году была образована Федеральная служба РФ по регулированию естественных монополий. Эта служба следит за:

– ценовым регулированием. Оно осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

– определением потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, обязательное подписание с ними публичных договоров.

Контроль за соблюдением требованием Закона о естественных монополиях предусматривает штрафы за завышение цен (тарифов) или неисполнение решений правительства.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это запрет слияний крупных фирм, штрафы за попытку сговора с конкурентами, и прямая демонополизация, то есть принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.



Скрытый монополизм проявляется через систему участий или личную унию.

Система участий проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.

Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Очевидно, что действия фирм в этом случае будет осуществлением совместно принятых решений.

Можно выделить три принципиальные возможности понижения степени монополизации:

1) прямое разделение монопольных структур;

2) иностранная конкуренция;

3) создание новых предприятий.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Основными законами, регулирующими монополии, являются закон

«О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Конституция РФ (п.1ст.8) устанавливает, что в Российской Федерации «гарантируется… свободное перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности».

В п.2ст.34 Конституции говорится о том, что в России не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.»

Гражданский кодекс РФ (ч.2 п.10 п.1) запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующем положением на рынке.

В настоящее время хозяйство нашей страны сохраняет высокомонополизированный характер. Часть из монополистических цен определяется централизовано для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.

В целом опасность монополизации еще недостаточно осознана обществом.




8259990957999147.html
8260018165836322.html

8259990957999147.html
8260018165836322.html

8259990957999147.html
8260018165836322.html
    PR.RU™