Понятие и виды финансово-правовых санкций. Порядок применения финансово-правовых санкций

Санкция являет собой элемент правовой нормы, которая предусматривает неблагоприятные последствия для правонарушителя. Санкция существует в правовой норме как стимулятор, воплощенный в действительность лишь при правонарушении. Юридическую санкцию имеет смысл изучать не только под углом зрения юридической ответственности. Применение санкций не ставится в зависимость от вины правонарушителя, поскольку направлены они на восстановление нарушенных прав и обеспечение исполнения обязанностей. Упомянутые выше санкции относятся не к мерам ответственности, а к мерам защиты[8]. Из этого следует, что этот факт не дает оснований для определения юридической ответственности в качестве применения санкций.

Отличительной чертой санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, выступают содержащиеся в них указания на неблагоприятный характер последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции. В таких санкциях закреплено государственное осуждение и государственное принуждение правонарушителя.

При рассмотрении финансово-правовых санкций следует бы уточнить сферу их действия. Финансово-правовые санкции закреплены в законодательстве о налогах и сборах, бюджетном законодательстве, в законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, в нормативных правовых актах о банковской деятельности, а также рынке ценных бумаг. Специфика общественных отношений также позволяет отграничить финансово-правовые санкции от административных.

Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функции, то и финансово-правовые санкции нацелены прежде всего на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний.

Итак, можно сделать вывод, что если рассматривать понятие "финансово-правовая санкция" в узком смысле - это часть финансово-правовой нормы, имеет денежное, четко определенный характер и указывает на меры государственного принуждения, применяемые компетентными органами к субъектам , совершающих финансовые правонарушения. В широком смысле под финансово-правовой санкцией следует понимать - систему мер государственного принуждения, применяемые определенными государственными органами к лицам, которые совершили финансовое правонарушение.

Финансовые санкции – это меры государственного принуждения, предусмотренные финансово-правовыми нормами.



Финансовыми законодатель называет три санкции – взыскание недоимок, пеню и штраф. Их особенности заключаются в том, что они, во-первых, применяются в связи с нарушениями финансового законодательства, во-вторых, являются имущественными, в-третьих, взыскание производится всегда в денежной форме, в-четвертых, суммы финансовых санкций направляются в бюджет и, в-пятых, как правило, применяются компетентными органами.

Финансово-правовые санкции делятся на два вида, в соответствии с законодательством:

1. Правовосстановительные - направлены на возмещение ущерба, причиненного государству или органам местного самоуправления финансовых правонарушений. Такой санкцией является пеня - это денежная сумма, которую налогоплательщик, сбора должен выплатить в случае уплаты сумм налога или сбора в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок.

Функция пени как финансово-правовой санкции заключается в том, чтобы компенсировать государству или органам местного самоуправления тот вред, а именно убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налога, сбора, несвоевременный возврат бюджетных средств и др.. Есть финансово-правовая пеня это дополнительное бремя для правонарушителя, размер которой определен законодательством.

Пеня в налоговом праве соответствует всем признакам юридической ответственности: условия назначения и порядок реализации пени законодательно определены; пеня неотделима от правонарушения и выступает его следствием, она связана с реализацией санкции правовой нормы, оплата пени сопряжена с государственно-властной деятельностью и является проявлением государственно -правового принуждения, оплата пени означает выполнение дополнительной обязанности, при уплате пени правонарушитель несет лишения имущественного характера.



По действующему законодательству процентная ставка для пени равен 120% учетной ставки НБУ за каждый день просрочки. Подобный механизм использования учетной ставки для расчета процентов за неуплаченные налоги используется и в других странах.

Учетная ставка призвана учитывать реальную ситуацию, в частности, взаимоотношения спроса и предложения на денежном рынке, стоимость денежных ресурсов, их изменчивость во времени. Зависимость компенсационной санкции от учетной ставки НБУ, безусловно, позволяет более точно учесть величину экономического ущерба, нанесенного в результате несвоевременной уплаты налогов.

Пеню следует рассматривать как самостоятельное мероприятие финансово-правовой ответственности, характеризуется специфическими признаками, которые отличаются от признаков штрафа. Во-первых, потому что пеня, в отличие от штрафа, действует как взыскание уже в момент привлечения правонарушителя к ответственности. Во-вторых, особенность пени состоит в определении ее размера. В-третьих, пеня осуществляет компенсационную функцию, в отличие от штрафа.

В налоговом законодательстве большинства зарубежных стран пеня за просрочку уплаты налогов также рассматривается как разновидность санкций финансово-правовой ответственности.

2. Карательные (штрафные) финансово-правовые санкции устанавливаются за финансовые правонарушения с целью наказания правонарушителя.

В юридической литературе штраф, как мера юридической ответственности или правовая карательная санкция, характеризуется: государственным принуждением; ограничением имущественных интересов лиц, в отношении которых он применяется; одноразовым взысканием; применением только по отношению к лицам, которые нарушили правовые обязанности перед обществом и государством, при установлении их вины.

Согласно п.1.5 ст.1 Закона Украины "О порядке погашения ... под штрафной санкцией (штрафом) признается плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных санкций), которая взимается с плательщика налогов в связи с нарушением им правил налогообложения, определенных соответствующими законами.

По действующему налоговому законодательству сумма штрафных санкций рассчитывается исходя из суммы неуплаченного налогового обязательства. Прибыль (доход) полученный с нарушением законодательства по искам налоговых органов взимается в пользу государства, однако не признается базу исчисления штрафных санкций. В свою очередь, суммы сокрытого (заниженного) прибыли (дохода) является базой исчисления налога, а не базой для начисления штрафных санкций. Такие суммы, по действующему законодательству, если они получены на законных основаниях, вообще не изымаются у плательщика.


8262526602839474.html
8262606869490206.html

8262526602839474.html
8262606869490206.html

8262526602839474.html
8262606869490206.html
    PR.RU™